Парень появился у нас весной

…когда на улице еще лежал снег. Он был грязный, растрёпанный, со слипшимися волосами и какой-то потерянный. Мы предложили ему продукты, одежду. Попытались расспросить: кто, откуда, какая помощь нужна? Он взял старый тулуп, хлеб, чай, носки, какую-то обувь. Отвечать на вопросы не захотел: «Страшно». Мы обычно даём ещё тушёнку, масло, чай, сгущёнку, крупы. Но от остальных продуктов он отказался и ушёл. Ему непременно хотелось поговорить со священником.

Потом его не раз видели. Поселился на улице. Местные обитатели, также живущие на улице, взяли его под опеку. Заходя к нам за бинтами или мазями, удивленно делились: парень живёт по-спартански, облюбовал себе лавочку и часто просто сидит весь день на ней, понурившись. Ест только хлеб, от тушёнки отказывается, странный такой… В ответ на расспросы предпочитал отмалчиваться. Мы знали только его имя.

Не раз звали его на раздачи поесть горячего. Отмахивался: «Я не хочу». К нам на гуманитарный склад тем не менее заглядывал: за обувью, носками, бельём. Когда шли дожди, попросил куртку с капюшоном. В просьбах всегда был очень скромен. И почему-то прикрывал лицо, отворачивался. При расспросах замыкался и старался побыстрее уйти.

Постепенно визиты стали регулярными

По утрам и иногда вечером просил налить кипятка в литровую банку, никогда не отказывался от хлеба и рыбных консервов. Иногда просил чистое бельё, а больше ничего не брал. Пару раз даже принес нераспакованное печенье, которым его, видимо, кто-то угостил. «Возьмите к чаю, мне его нельзя.» Он производил впечатление потерявшегося и полностью замкнувшегося в своём мире человека.

Было понятно, что ему нужна помощь. Приближалась осень, и ночевать на улице стало бы просто опасно. Иногда люди погибают даже холодными летними ночами, что уж говорить об осенних. В полиции сказали, что обязательно нужно знать фамилию, чтобы понять, не в розыске ли человек, не ищут ли его. А по «портрету» искать по базам не станут — нет таких специалистов.

Однажды утром он снова постучал в дверь

«Можно горячей воды попросить?» Поговорить с ним вызвалась на этот раз Надя, заведующая вещевым складом. Она неоднократно снабжала его вещами. И — удивительное дело — вдруг он разговорился. Рассказал о том, где жил раньше, кем работала мама, обмолвился, что хотел бы узнать, как она… Стало понятно, что ему нужна помощь медиков.

Узнав его полное имя, мы быстро нашли информацию о том, что парня ищут родные. Мама была в Гатчине уже через 2 часа после звонка. Она примчалась из Петербурга на такси… Как назло, пошёл дождь, и на привычном месте мы нашего подопечного не нашли. Пошли обходить окрестности, и, спустя час, вымокшие и уставшие (пришлось даже залезать через окно в заброшенное здание), увидели его — такого же вымокшего, понуро появившегося из-за угла дома. На сцену, последовавшую за этим, невозможно было смотреть без слёз: больше года мать не знала, что с сыном, считала его погибшим.

Этот рассказ вызовет много вопросов

Так часто бывает, когда пропадают люди. Не на все вопросы можно ответить, оставаясь в рамках этики. У истории хороший финал: парень нашёлся, ему была оказана необходимая помощь, в которой он действительно нуждался. Через неделю мама связалась с нами, снова и снова благодарила, что помогли её мальчику, перевела денег на продукты для тех, кто так же обратится за помощью в фонд…

Для чего я рассказала об этом? Часто, очень часто на людей, живущих на улице, смотрят с позиции «белого пальто». Мол, это их выбор, их жизнь. Докатились сами, сами пусть и выбираются, «а мне никто не помогал». Память человеческая избирательна. Она стирает то, о чем мы помнить не хотим. В том числе и те случаи, когда лишь чье-то вмешательство удержало на краю. Слишком больно, слишком неприятно вспоминать такое. Слишком страшно думать о том, как хрупко наше благоденствие.

Сложно, очень сложно вернуть человека к «домашней» жизни. Ресоциализировать его, говоря профессиональным языком. Улица ломает, порой необратимо.

Но иногда… иногда бывают такие повороты, что человеку только один разговор и нужен, чтобы изменить судьбу, вернуть его в семью, спасти от страшной смерти на улице.

Простое человеческое участие.

Внимание.

Доброе слово.

Н е р а в н о д у ш и е.

Проект «Помощь бездомным. Гатчина»: как помочь проекту или присоединиться.