«Как вы относитесь к волонтерскому движению?» Казалось бы такой простой вопрос по теме, в которой я разбираюсь, и точно имею мнение. Мнение я имею, но отношусь сложно. Именно «сложно» — другого слова и не найдешь.

Я занимаюсь общественной деятельностью около десяти лет. Среди прочих наших проектов особенно выделяются по значимости «Сектор помощи семьям» и «Помощь бездомным», в которых в общей сложности занято около пятидесяти добровольцев — жителей нашего города и района. В мае 2016 года мы создали благотворительный фонд «Благо Дари». За это время я был очевидцем и участником процесса «потепления» в обществе к социально незащищенным слоям населения. Все больше и больше добровольцев вовлекается в нашу деятельность. Бесспорно, государство должно если не поддерживать, то точно не мешать людям реализовывать себя в социальной работе, будь то забота об экологии, или прямая помощь ближнему. Механизмы такой поддержки могут быть различными — эффективными и не очень, но я хочу обратить ваше внимание на другой аспект. Не могу не выразить свое опасение по поводу возможности превращения того, что я считаю «зовом совести», в массовое движение. Доброволец — в самом этом русском эквиваленте модного слова «волонтер» раскрыта суть, смысл участия человека в общественно полезных делах. В наших проектах все участники заняты помощью людям сознательно, согласно своим убеждениям, по доброй воле — никаких безликих помощников, «винтиков» — каждый из них личность и яркая индивидуальность.
Одной из самых важных наших задач считаю формирование благоприятной среды в обществе как для нуждающихся и жертвователей, так и для волонтеров. Но строить, созидать эту среду важно не только на эмоциональной выгоде — «волонтерить» модно, почётно, перспективно — но и на понимании людьми того, что оздоровить общество возможно только изнутри, опираясь на осознание личной ответственности граждан, когда важен каждый в общем деле. Популяризацию добровольческой деятельности в социальной сфере считаю оправданной только при параллельном взгляде на проблему, отталкиваясь от проблемы, а также имея ввиду личность человека, его потребность к самореализации в делах общественных.

Иными словами, важно формировать ответственное отношение в обществе к проблемам социума, милосердное отношение к слабым членам общества — при таком подходе к вопросу никогда не будет недостатка в добровольцах. Формирование же собственно «волонтерского движения» как круга лиц, готовых выполнять полезные действия, может привести к обратному результату — быстрому выгоранию волонтеров и депопуляризации их деятельности. Я против любого ажиотажа вокруг чего бы то ни было — это дом, который построен на песке. То, что сейчас модно, завтра перестанет быть таковым. Возрождение добровольчества в нашей стране я приветствую, но лишь в том случае, если это результат профилактической работы государства и отдельных пассионариев. В случае если это явление — искусственно смоделированный социальный конструкт, то он разрушится, как и все привнесенное в общество извне.
В заключение хочу добавить, что я не против креативных методов привлечения волонтеров к деятельности. Это действительно здорово — помогать людям. А для кого-то добровольческая деятельность, и правда, может послужить карьерному росту, и уж точно росту «над собой». Но, если говорить о прямой помощи социально незащищенным слоям населения, то привлекать к заботе, не рассчитывая на проявление сочувствия, без попыток это сочувствие разбудить — это подлог и манипуляция, мало для побуждения к действию мотивации на «сопричастность чему-то важному, общему». Важна работа и общение с каждым волонтером в отдельности — индивидуальный подход, поэтому любая повальная массовость обречена на крах, а в конечном итоге, на дискредитацию любых призывов к добровольчеству.

Олег Богданов