Рассказ будет о чтении

И о сказке. И о том, как важно взять с собой то, что нужно. Раз о чтении, начну с азбуки. Аз, буки, веди, глаголь, добро, есть… Есть в нашем городе такое место, которое внутри больше, чем снаружи. Снаружи его ограничивает длинный серый забор. Что за ним: кто знает, кто — нет. Иной человек думает, что знает, а на самом деле — нет. Вот и я такой иной. Спроси «что это, за забором?» — скажу. Спроси «где это место?» — отвечу. Как яндекс.карта. То есть бездумно. Бездушно. Это я теперь вижу, после того, как побывала внутри.

Есть такая сказка у моей любимой сказочницы Элинор Фарждон — «Листвия». Это страна. Она скрыта за длинным неприступным забором. В Листвию жителям соседней страны Велико-Трудании нельзя заходить, а почему, никто не помнит. Однажды король Велико-Трудании задумал поохотиться в Листвии. Он был сирота и холостяк, не отец, не сын, — некому было запретить ему это. Пришпорив коня, перескочил через забор и очутился в Листвии.

Печальная картина?

И стало ему очень грустно, ведь ждал он совсем другого! «Приземлившись, конь погрузился в палую листву по самые стремена. Впереди виднелся завал: сухие ветки, пожухлая трава, кучи мусора, обрывки картинок, сломанные игрушки, битая посуда… всё старое, рваное, гнилое. А за свалкой серая пустошь, ровная и огромная, уходящая за горизонт.»

Печальная картина. Но Листвия — не обычная страна. Когда королю довелось побывать там снова, «вместо бескрайней серой пустыни его взору предстала столь же бескрайняя зелёная долина, с ручейками, водопадами и цветущими рощицами… Золотился песчаный берег. Над морской гладью серебряными стрелами носились чайки… Мир этот походил на чудесный сон, на мечту».

Почему в сказке так случилось, лучше меня скажут сами герои: Король и девушка, в которую он влюблён, Селина.

«- Почему я ничего не увидел, когда приехал сюда в прошлый раз?

— А Вы с собой никого и ничего не взяли.

— На этот раз я взял своё стихотворение!

— И меня, — добавила Селина…

Что это за место в нашем городе?

В день свадьбы король отодрал семьсот семьдесят седьмую доску от забора и открыл дорогу из Велико-Трудании в Листвию. С тех пор любой житель страны — и ребёнок, и взрослый — мог проскользнуть в узкую щель в любую минуту. Главное — не растолстеть, а это, увы, случается нередко».

У сказки здесь может быть конец. Но у рассказа — нет.

Что за место в нашем городе за серым забором? Где может быть и грустно-грустно, и радостно-радостно, смотря что с собой возьмёшь. Где подтверждается: «Правда в глазах смотрящего».

Вы ведь узнали его? (Гатчинский психоневрологический интернат — прим. ред.)

Мне повезло, я шла не одна и не с пустыми руками. На троих у нас оказались чудесные вещи: ноты, детская книга и значки, где руки бережно держат сердце. Потому мне было в этом месте радостно, уютно и светло.

Место в нашем городе. За длинным серым забором Место в нашем городе. За длинным серым забором

Оля Островерхова