— Олег, как же это, а? Меня лишили пенсии по инвалидности. Ничего не понимаю…Может, я сам в чем-то виноват? — ко мне обратился за помощью инвалид I-ой группы Андрей. С его слов с июня 2017 года все пенсионные социальные выплаты ему были прекращены, кроме ЕДВ от соцзащиты.

Мне показалось это каким-то бредом… Как может лишиться пенсии по инвалидности человек с туберкулёзом костей — страшным заболеванием, пусть и в закрытой форме на данный момент!?

В процессе выяснения подробностей в разных службах и ведомствах оказалось, что действительно Управление Пенсионного фонда России в Гатчинском районе Ленинградской области прекратило предоставлять выплаты инвалидам, не прописанным в Гатчине и районе, не имеющим рабочего стажа. При этом временная регистрация не является подтверждением того, что гражданин «проживает на территории» нашего района — возможность получать пенсию подтверждает только факт прописки.

Когда-то Андрей совершил ряд ошибок, в результате чего оказался в местах лишения свободы. Наказание понес сполна, и даже с лихвой: на свободу он вышел с тяжелейшим заболеванием — туберкулёзом. Заболевание дало осложнение, и молодой ещё мужчина получил инвалидность, подтверждённую справкой МСЭ, действительной до 2018 г.

Как именно Андрей лишился прописки, он пытался мне объяснить, но как-то путано, будто не хотел рассказывать о том, что хотелось бы забыть: «Мать меня выписала, но была собственность у неё, её обманули, мамы не стало, и вот я БОМЖ. Сам виноват». Имея пенсию по инвалидности чуть более десяти тысяч рублей, мужчина мог позволить себе снимать комнату и, перебиваясь случайными заработками, как-то жить.

— А сейчас вот знакомый в летнем дачном домике приютил, но зима скоро, да и пустили ненадолго… Что делать, на улицу зимой? Я же просто умру с таким здоровьем…

Мужчина собирался бороться за себя, за свою жизнь — он был готов обивать пороги ведомств, писать заявления в прокуратуру, или обращаться в суд. Он не сдавался, он очень хотел жить в свои сорок три неполных года, пусть инвалидом с маленькой пенсией и маленькими правами — жить!

Мы обратились за помощью к юристам более опытной организации «Ночлежка» за разъяснением и помощью в реализации прав Андрея. В Санкт-Петербурге не сталкивались с таким, и согласились с моим мнением, что лишение инвалида пенсионных выплат — вопиющее нарушение прав человека. «Мы сталкивались со случаями, когда бездомным социальную пенсию не назначают, требуя подтвердить факт проживания в Российской Федерации, но чтобы в связи с отсутствием регистрации по месту жительства лишали ранее начисленной пенсии или приостанавливали ее выплату… Таких случаев не было, и подобное кажется невозможным! Закон предусматривает подтверждение факта постоянного проживания на территории России при назначении пенсии, но не требует каких-либо дальнейших подтверждений. Может возникнуть необходимость подтверждения места фактического проживания, но для этого достаточно заявления самого пенсионера», — сообщил мне юрист «Ночлежки» Игорь Карлинский и порекомендовал Андрею обратиться в прокуратуру, чтобы она приняла меры прокурорского реагирования или обратилась в суд с иском в интересах Андрея.

Я созвонился с Андреем, назначив встречу на понедельник, в 12 часов.

Андрей не пришел ко мне в понедельник. И во вторник не пришел. И в среду тоже. В одну из октябрьских ночей скорая так и не довезла его до больницы. Андрей скончался от остановки сердца.

Мы так и не смогли ему помочь, просто не успели. Андрей не смог себе помочь. Никто не смог помочь Андрею.

Как избежать подобных трагедий? Почему в Гатчине нарушается закон? Сколько еще инвалидов, не имеющих прописки, лишившихся последнего, должно умереть, чтобы на проблему обратили внимание чиновники?